1000hp.ru

...твоя йога



Словарное определение йоги

словарное определение йоги

Большая советская энциклопедия

Йога (санскр., буквально - связь, единение, сосредоточение, усилие; термин встречается в текстах, восходящих к устным традициям 9-8 вв. до н. э.);

1) в самом общем смысле - учение и метод управления психикой и психофизиологией человека в целях достижения высших психических состояний. В этом смысле йога составляет необходимую часть всех философских и религиозных систем древней и средневековой Индии, рассматривается в них как важнейшее средство реализации этических и религиозных идеалов, высшим из которых является полное освобождение человека от пут материального существования. Основные идеи йоги: параллелизм микрокосма - человеческой психофизиологии - и космического тела Вселенной, означающий, что любые осознанные стремления человека к переустройству самого себя находят соответствие в игре космических сил; постепенность овладения человеком практикой самоизменения; возможность управления через психику биологическими телами и неживыми предметами; потенциальное наличие и возможность развития в любом живом существе особой йогической силы, способной кардинально изменять естественный миропорядок. Основные понятия и действия йоги: подчинение функций и отправлений тела - яма (управление дыханием, температурой, пищеварением, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.); фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание фиксированного (реального или мыслимого) объекта - дхарана; состояние транса, характеризующееся резким изменением ментального и эмоционального состояния, - дхьяна; равновесно-сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает свойства гомеостатической системы (необратимости психических процессов) - самадхи. На основе идей и понятий йоги развилась особая система анатомо-физиологических представлений о циркуляции жизненной энергии в организме (кундалини-шакти) и о концентрации её в функционально важных центрах тела (чакра). Особое развитие йога получила в тантристских сектах и школах индуизма, а также в буддизме махаяны.

2) Одна из шести ортодоксальных систем инд. идеалистической философии, суммарно изложенная в Йога-сутре Патанджали (2 в. до н. э. - 2 в. н. э.?). Основная идея - достижение духовного освобождения субъекта (пуруша) за счёт остановки потока психической деятельности и приведения в равновесие основных тенденций индивидуального существования (саттва - уравновешенность, раджас - активность, тамас - инертность). В йоге Патанджали различаются 8 стадий сосредоточения психики, начиная ямой и кончая самадхи. В результате йогические усилия достигается состояние махасамадхи, т. е. неразличения познающего, познаваемого и процесса познания, трактуемое как состояние абсолютной свободы.

3) Йога как форма последовательного умозрения (в веданте), противопоставленного психофизиологическим упражнениям (т. н. хатха-йога). Эта разновидность йоги, получившая наименование раджа-йоги, даёт интеллектуальное осмысление всем йогическим действиям, представляя их как особые рефлексивные процедуры по установлению тождества познающего субъекта с абсолютной реальностью.

В новое и новейшее время в йоге получили развитие некоторые тенденции классической индуистской йоги, наиболее видными представителями которой явились Вивекананда (идея интегральной йоги - конец 19 в.) и Йогананда (40-50-е гг. 20 в.). Специфически буддийская йога получила особенное развитие в Тибете и Японии. Опыт психофизиологической практики йоги, позволявшей поддерживать жизнеспособность человеческого организма в состоянии крайнего дефицита жизненных средств и в аномальных режимах функционирования нервной, эндокринной и дыхательной систем, изучается современной клинической медициной, экспериментальной психологией и физиологией.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона               

Йога, Йоги (Yoga)

1) у индусов назв. мистического единения с Богом.

2) Инд. философская школа II в. до Р. Хр., основ. Патанджали; необходимость благочест. упражнений и умерщвления плоти для достижения торжества живого духа с верховным. В Индии, в 1901 было 703 тыс.

Толковый словарь Д. Н. Ушакова

Йога (ёга), йоги, мн. нет, ж. (санскрит. yoga) (книжн.). Индийское религиозно-философское учение, утверждающее, что посредством созерцания и напряженного сосредоточения духа достигается мистическое единение с божеством.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова и Н. В. Шведовой           

Йога [ега], - и, ж.

1. В Индии: религиозно-философское учение, разработавшее особую систему приемов и методов самопознания, позволяющего человеку управлять психическими и физиологическими функциями своего организма.

2. Система физических упражнений, выработанная последователями этого учения. Заниматься йогой.

Современный энциклопедический словарь 

Йога (санскр ., букв. - связь, единение, сосредоточение, усилие)

1) учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния освобождения (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления - через определенную организацию психики - органическими и неорганическими процессами и телами; разработана система физических упражнений. Йога достигла известных успехов в управлении дыхательной и другими физиологическими функциями организма, в реализации желаемых психических состояний человека. Основная философская идея: соотнесенность человеческой психофизиологии и космоса (тела Вселенной).

2) Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет вед) систем индийской философии, основана Патанджали; осмысляла природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. В общих философских вопросах придерживалась учения санкхьи.

Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру

1. Йога - в широком смысле - религиозно-политическое учение, считающее главным слияние индивидуальной души с божеством с помощью системы упражнений, ведущих к состоянию духовной гармонии и блаженства.

2. Йога - в узком смысле - учение о методах владения психическими и физическими функциями человека с целью достижения высших духовных состояний посредством физических упражнений и медитации.

Энциклопедия эзотеризма         

ЙОГА (joga - связь, единение, метод, усилие)

1) в широком смысле религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле - одна из шести экзотерических даршан древнеиндийской философии. Истоки йоги очень древние. Уже в Ведах содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады и Махабхарата говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты Голос Безмолвия и Свет на Пути , обнародованные в свое время Блаватской, описывают ступени йогических достижений.

Основателем классической йоги считается индийский философ Патанджали, автор Йога-Сутр (русский перевод, 1911). Философия йоги опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием йоги является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения - в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана с Брахманом представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Йога разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания Я и достижения самадхи, последней ступени восьмеричного пути освобождения (Благородный Восьмистадийный Путь).

Ступени совершенствования в йоге, изложенной Патанджали, следующие; яма - обуздание, воздержание; нияма - этическая культура; асана - дисциплина тела; пранаяма - регулирование дыхания; пратьяхара - изоляция чувств; дхарана - внимание; дхьяна - размышление; самадхи - сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида йоги: Джнана-йога (йога размышления, путь познания); Карма-йога (йога действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-йога (йога любви, безраздельной преданности Высшему Существу); Раджа-йога (йога царственная, путь самопознания, ведущий к достижению великого самоуглубления - махасамадхи). Бхагавад Гита излагает эти йоги. Хатха-йога же принадлежит к философской системе йоги. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.

В настоящее время онтология, гносеология и методология йоги развиты в трудах Свами Вивекананды, в Интегральной йоге Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни йоги. По сути, йога как связь есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение йоги и религии позволяет видеть глубокое духовное единство йоги с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).

2) Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм йоги: йога действия (карма-йога), йога веры и поклонения (бхакти-йога), йога знания (джняна-йога), йога упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-йога), йога пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-йога), правильного использования звуков и слов (мантра-йога), йога медитации и созерцания (раджа-йога). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения йоги достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель йоги, но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-йога), единение с мудростью (буддхи-йога), единение с подлинным Я (атма-йога). Термин йога означает также различные методики единения, например, путем контроля и силы (раджа-йога; раджа - владыка ); путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-йога), путем науки (санкхья-йога), посредством заклинаний и магических формул (мантра-йога), и т.д.

Согласно Э.Вуду - в прошлом профессору физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного Словаря Йоги (он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери) - сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы - незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т.п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается экзальтированностью и надломом . [...] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказаться буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, - например, приемы таттвы или глубокие дыхательные упражнения. [...] Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и определенных условиях, во многих отношениях прямо противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета - для льва .

По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Энциклопедия «Религия»             

ЙОГА (санскр.- связь , единение , метод , усилие ) — 1) в широком смысле — религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана); в узком смысле — одна из шести экзотерических даршан  древнеиндийской философии. Истоки Й. очень древние. Уже в Ведах  содержится идея о достижении человеком божественных способностей путем духовной практики (аскетизм, размышление, сосредоточение). Упанишады  и Махабхарата говорят о йогических путях обретения истинного знания. Древнейшие тексты Голос Безмолвия и Свет на Пути , обнародованные в свое время Е. Блаватской, описывают ступени йогических достижений.

Основателем классической Й. считается индийский философ Патанджали, автор Йога-Сутр (русский перевод, 1911). Философия Й. опирается на онтологические и гносеологические идеи Священных текстов древней Индии. Оригинальным достоянием Й. является практический путь к освобождению посредством системы тренировки тела, души, мышления, постоянных усилий, направленных на самоусовершенствование и воспитание добродетелей. Смысл освобождения — в восхождении духа к новым сферам жизни путем выхода из круга рождений и смертей (сансары); слияние Атмана с Брахманом представляется как некая конечная, доступная человеку цель жизни. Й. разрабатывает целую систему последовательного очищения и просветления сознания с целью познания Я и достижения самадхи, последней ступени восьмеричного пути освобождения (Благородный Восьмистадийный Путь).

Ступени совершенствования в Й., изложенной Патанджали, следующие; яма — обуздание, воздержание; нияма — этическая культура; асана — дисциплина тела; пранаяма — регулирование дыхания; пратьяхара — изоляция чувств; дхарана — внимание; дхьяна — размышление; самадхи — сосредоточенность, озаренность. Традиционно выделяют четыре вида Й.: Джнана-Й. (Й. размышления, путь познания); Карма-Й. (Й. действия, путь активного и бескорыстного служения общему благу); Бхакти-Й. (Й. любви, безраздельной преданности Высшему Существу). Раджа-Й. (Й. царственная, путь самопознания, ведущий к достижению великого самоуглубления — махасамадхи). Бхагавад-Гита излагает эти Й. Хатха-Й. же принадлежит к философской системе Й. Она лишь регулирует низшие психические процессы, не способствующие истинному духовному развитию, просветлению сознания и возжжению человеческого духа.

В настоящее время онтология, гносеология и методология Й. развиты в трудах Свами Вивекананды, в Интегральной Й. Шри Ауробиндо Гхоша, Учении Агни Й. По сути, Й. как связь есть восточный эквивалент западного понятия религии. Единое смысловое значение Й. и религии позволяет видеть глубокое духовное единство Й. с мистическими путями Запада (неоплатонизм, гностицизм, исихазм) и Среднего Востока (суфизм).

2) Состояние человека, при котором его жизнь в действиях и в мыслях совершенно гармонична и содержит в себе сам источник, или корень его существа. Существует много форм Й.: Й. действия (карма-Й.), Й. веры и поклонения (бхакти-Й.), Й. знания (джняна-Й.), Й. упорядоченного дыхания и правильных поз (хатха-Й.), Й. пробуждения энергии в позвоночнике (лайя-Й.), правильного использования звуков и слов (мантра-Й.), Й. медитации и созерцания (раджа-Й.). Подразумевается, что Единение и все практики, нацеленные на его достижение, всегда намеренны и сознательны, но никогда не пассивны. Высшие достижения Й. достигаются без понимания происходящего, объяснения возможны лишь в мелких и подготовительных моментах. Единение с Божественным есть конечная цель Й., но по мере продвижения к ней понятие единения используется в частных формах, поэтому возможно единение со знанием (джняна-Й.), единение с мудростью (буддхи-Й.), единение с подлинным Я (атма-Й.). Термин Й. означает также различные методики единения, например путем контроля и силы (раджа-Й.; раджа — владыка ), путем веры, преданности и самоотдачи (бхакти-Й.), путем науки (санкхья-Й.), посредством заклинаний и магических формул (мантра-Й.) и т. д.

Согласно Э. Вуду — в прошлом профессору физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектору Мадрасского Университета, автору всемирно известного Словаря Йоги (он был принят в Орден ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери), сам факт все увеличивающегося влияния великого учения йоги на развитие народов Запада представляется весьма отрадным в том отношении, что с его помощью высшая, духовная природа человека способна одержать победу над его низменной эмоциональной и физической сущностью. Такова единственная истинная цель настоящего йога. Однако подверженная всем страстям природа человека Запада слишком часто извращает ее содержание: он либо начинает безжалостно и безрезультатно истязать свою плоть, желая путем аскезы изменить эгоистическую направленность своих психических сил, либо пытается использовать свои психические способности для физического укрепления организма. Пока выполнение дыхательных упражнений служит лишь оздоровлению и укреплению тела с тем, чтобы сделать его более послушным духу, это можно считать вполне оправданным; однако в большинстве случаев здесь преобладают иные мотивы — незрелое и опасное любопытство в отношении сверхчувственных переживаний, дерзкое стремление к психической и магической власти и т. п. В таких случаях неизбежна катастрофа: бессмысленное форсирование психических и нервных центров мстит за себя, вслед за перенапряжением наступают нервные расстройства и заболевания, депрессии, психозы; в самом лучшем случае дело заканчивается экзальтированностью и надломом . [...] Опыт показывает, что одни и те же психические упражнения, завершающиеся для человека восточного (например, индийца или перса) блестящим успехом, для европейца могут оказаться буквально губительны. Причиной тому различие врожденной конституции отдельных рас, обусловленное их историческим развитием; организм европейца во многих случаях попросту отказывается переносить такие упражнения, например приемы таттвы или глубокие дыхательные упражнения. [...] Индийцы тысячи лет жили в определенном климате и определенных условиях, во многих отношениях прямо противоположных нашим. Они выработали определенный тип мышления, по-своему высокий, но в конечном итоге по-разному воздействующий на определенные типы индивидов. Поэтому для нас бесполезно пытаться идти их путем, хотя и ведущим их к вершинам оккультных знаний, но для народов Запада столь же мало приемлемым, как овсяная диета — для льва . По мысли Вуда, практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться: 1) со своим телом, 2) со своими эмоциями и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

Энциклопедия «Кругосвет»         

ЙОГА (санскр. — сопряжение ), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии начиная с первых шагов индийской цивилизации; 2) конкретную философскую традицию, надстраивающуюся над системой психотехники и теснейшим образом связанную с основополагающими принципами философии санкхьи.

Первый период истории йоги в более узком смысле (5 в. до н.э. — 1 в. н.э.) совпадает с начальным этапом эволюции санкхьи. Один из первых санкхьяиков, наставник Будды — Арада Калама (на пали — Алара Калама), был и одним из первых теоретиков йоги, разработавшим два этапа ее практикования: предварительный нравственно-аскетический тренинг и достижение продвинутых состояний сознания . Древняя йога, восстанавливаемая из буддийских источников, средних Упанишад и дидактических текстов Махабхараты, развивается в череде учительских традиций санкхья-йоги, в котором соответствует практической части, согласованной с теоретическими калькуляциями санкхьи. Вместе с тем отдельные пассажи эпических текстов, где настойчиво проводится мысль о нераздельном единстве санкхьи и йоги, свидетельствует о начале обособления последней.

В 1-4 вв. можно констатировать выходы в йогу конкурирующих школ санкхьи. Цитаты из авторитетов йоги в комментарии Вьясы к сутрам йоги позволяют предположить, что мы имеем дело с разработкой как близких санкхье (прежде всего модусов взаимодействия духовного начала и менталитета-читты), так и общефилософских тем.

Примерно в 4 в. был создан базовый текст йоги — Йога-сутры, приписываемые Патанджали (не грамматист, несмотря на многочисленные попытки доказать их идентичность), составитель которых систематизировал йогическую психотехнику, обеспечив ее отдельными философскими положениями, обращенными частично и против идеалистической системы буддийской йоги — йогачары.

О формировании собственно философской доктрины йоги речь может идти только начиная с комментаторского периода, когда Вьяса (6 в.) cоставляет нормативное толкование к сутрам Йогасутра-бхашью, энциклопедист Вачаспати Мишра (9 в.) комментирует толкование Вьясы в своей Таттвавайшаради (Искусность в овладении истиной), а позднее царь Бходжа (11 в.) пишет новый комментарий к сутрам Раджамартанда (Царское солнце), также опираясь на Вьясу. Завершает йогическую экзегезу Виджнянабхикшу (16 в.), составивший комментарий к комментарию Вьясы Йога-варттика и отдельное резюме учения йоги — компендиум Йогасанграху (Квинтэссенция йоги), отражающие попытку синтеза йоги, санкхьи и веданты.

Среди основных отличий философского наследия йоги от санкхьи следует выделить в первую очередь: 1) введение концепции менталитета-читты, в известном смысле объединяющего функции различаемых в санкхье компонентов внутреннего инструментария (антахкарана) — интеллекта-буддхи, эготизма-аханкары и ума-манаса; этот менталитет рассматривается на различных уровнях активности (читта-бхуми); 2) иную типологизацию состояний сознания, в которой определяющее место занимают основные, корневые аффекты, определяющие сансарное существование индивида (клеши); 3) признание божества — Ишвары, который, правда, является лишь первым среди равных духовных субъектов-пуруш, отличным от остальных неподверженностью кармическим аффектам и их результатам, а также способностью быть носителем семени всеведения .

Среди тем философствования йоги, непосредственно не связанных с санкхьей, выделяются те, о которых сообщает Вьяса, цитируя предшествующих авторитетов: 1) реалистическая (в средневековом смысле) концепция восприятия как складывающаяся из перцепции родовых качеств объекта и его специфических характеристик; 2) типологизация причинности — различаются причины возникновения, устойчивости, проявленности, модификации, презентации объекта, достижения результата, разъединения, трансформации и стабильности.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация

Диета йога

Новомодная диета - диета йогов

News image

Случайно столкнувшись с диетой йогов, и не предполагала, что она идеальна для обычного человека. Особенно дл...

Диета йоги

News image

Йога различает три основных качества (Гуны) — Тамас, Раджас и Саттва, — присущих материальному Миру. Вс...

Гуру

Шри Юктешвар

News image

Свами Шри Юктешвар Гири (1855—1936), индийский Джнянаватар, «Воплощение Мудрости», гуру Парамахансы Йогананды и парамгуру крийябанов — ...

Основы йоги

Йога

News image

Поклоняюсь Шри Адинатхе (Шиве), обучившему науке Хатха йоги – лестнице, ведущей к достижению вершин Раджа йо...

Леонард Орр «Йога Вечной Жизни»

News image

Тайны великих бессмертных йогов Индии настолько просты, что зачастую философы проходят мимо них. Вечная Сидхана Ши...

Андрей Лаппа «Универсальная йога»

News image

Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры. В ...

ЙОГА И РЕЛИГИЯ

News image

Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о ...

Йога для женщин

News image

Татьяна Пивень занимается йогой с 1999 г. Преподает йогу с 2000 г. в городе Киеве. Ин...

Бабушка-йог

News image

В Австралии журналисты нашли 83-летнюю старушку, которая до сих пор работает тренером по йоге. Как пи...

Что такое йога?

News image

У этого слова много интерпретаций, и оно многому соответствует. Объект наблюдения может быть как внешним по от...

Универсальная Йога

News image

Универсальный стиль йоги основан на знании структуры человеческого существа и универсальных законах видоизменений этой структуры. В со...